01.03.2013
- 8.00 -8.25 – регистрация участников стажировочной площадки
- 8.30-8.40 – открытие стажировочной площадки
- 8.40-8.55 – установочный этап: программа и целеполагание, основные идеи стажировочной площадки, выбор форм взаимодействия участников стажировки …
За этими официальными формулировками, не один раз проверенными с точки зрения их точности, стилистики, орфографии и т.п. – СОБЫТИЕ. Событие для школы, для гостей, для всего педагогического сообщества города. Открытая стажировочная площадка «Проектная и исследовательская деятельность как условие развития образовательных компетентностей младших школьников» – так в терминах педагогической науки звучит его название. А что предполагают эти строгие научные понятия?
За окнами – сумерки «летнего времени», а в аудитории звучат жизнеутверждающие строки стихотворного приветствия, и все – гости и хозяева, участники этого проекта, — немного взволнованы. В этом волнении не только естественная тревога организаторов – всем так хочется, чтобы задуманное обязательно воплотилось! Сейчас все переживают ещё и радость встречи с уважаемыми коллегами из других школ города, и естественное профессиональное воодушевление перед началом большой коллективной работы. Этот настрой был поддержан и приветственным словом Е.В.Черепановой, главным специалистом Управления образования, которая открывала работу площадки.
А, как известно, «доброе начало — половина дела». На этом этапе работы педагогам было важно понять содержание предстоящей работы. Содержательность доклада, понимание докладчиком предмета выступления и его значимости для коллег, – таким было выступление Н.Е.Смирновой, руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов нашей школы. Нельзя не сказать о том, что в минуты, когда твой коллега выступает перед педагогами города, испытываешь волнение за то, как воспримут профессионалы это выступление. С первых фраз Натальи Евсеевны это волнение растворилось в сосредоточенном внимании, с которым мы слушали выступление этого обаятельного человека, педагога-профессионала. Профессионализм проявлялся в таких, на первый взгляд, естественных, а на самом деле, таких важных качествах публичной речи, которыми отличается любое выступление этого педагога: внешняя собранность и сдержанность, уверенность интонаций, правильная, выразительная речь. А ещё – умение выдержать регламент и … улыбка в конце выступления, в которой отразилось всё: и удовольствие от большой подготовительной работы над содержанием выступления и созданием мультимедийной поддержки к нему, и удовлетворённость своей работой, и приглашение продолжить эту работу, но … уже всем вместе!.. «Доброе начало»!..
Цель педагогического проекта в форме стажировочной площадки – актуализировать новые или имеющиеся знания в практической педагогической деятельности. Организаторы площадки в нашей школе предложили собравшимся коллегам проект, включающий два этапа. Первый – в форме мастер-классов, а второй – в форме стажировочных проб. В практике работы педагогического сообщества города уже стала традиционной такая организация педагогических проектов (семинаров, площадок), когда после научно-методического доклада проводятся мастер-классы. Мастер-классы готовят учителя школы вместе с координаторами – педагогами этой же школы (базовой площадки). Учителя проводят открытое мероприятие (урок, кружковое занятие, классный час и. др.); координатор организует обсуждение участниками мастер-класса результатов своих наблюдений в соответствии с темой семинара (площадки). В этот день в школе проведено шесть мастер-классов.
Второй этап стажировочной площадки также состоял из двух частей: научно-методического доклада и групповой работы педагогов на стажировочных пробах. С докладом выступила М.П.Созонова, учитель химии. Во время её выступления думалось: какие они разные, наши докладчики, наши коллеги! Какие они замечательные профессионалы! И как отличается стиль их докладов! У Марии Петровны стиль общения с аудиторией демократичный – «европейский». Докладчик, словно на глазах у аудитории, создаёт текст, когда забываешь, что содержание выступления тщательно подготовлено: настолько блестяще выстроена его логика, все положения подкреплены примерами. При этом докладчик мастерски владеет словом, «оживляет» это слово свободной интонацией, жестами, сдержанными и выразительными одновременно, мимикой, взглядом, которого ждёшь, – ведь так хочется вступить в беседу с тем, кто обращает на тебя этот свой взгляд!.. В нём – доверие к слушателю, уверенность в том, что вы ведёте с ним беседу «на одном языке»…
Завершалась эта вторая часть проекта, как уже говорилось, практической частью, когда педагоги могли обобщить полученную информацию и представить «продукт» своей деятельности в виде модели, описания, таблицы… Работа автора в одной из групп показала, как искренне заинтересован истинный мастер-профессионал в качестве своей индивидуальной работы и в качестве работы группы. Многолетняя работа в школе, опыт организации коллективной научно-методической деятельности учителей школы и города и участия в такой деятельности в который раз позволили отметить, как изменился учитель нашего города! Открытость в общении с коллегами, эмоциональность этого профессионального общения по сложным научно-методическим вопросам современной педагогики – это результат систематической работы УО по внедрению коллективных форм самообразования и непрерывного образования педагогов. Мы перестали бояться … делать ошибки. А это не что иное, как готовность в открытой дискуссии обсуждать проблемные вопросы, предлагая свои пути их решения: содержательные, организационные. Мы умеем доброжелательно давать рекомендации коллегам и выслушивать их, понимая, во имя чего нужно совершенствовать своё профессиональное мастерство. Мы умеем признать достоинства другой точки зрения на проблему и конструктивно обсуждать спорные вопросы. Мы умеем вести коллективный диалог и представлять публичное выступление … Мы умеем использовать приёмы модерации во время презентации коллективного педагогического продукта…
Название одного из открытых мастер-классов — «Выпуск классной газеты «Я расту» ». В заключительном слове по завершении работы Е.В.Черепанова говорила о том, что после таких праздников педагогического мастерства каждый участник о себе может сказать «Я расту». «Я расту» как профессионал, «я расту» как представитель современного поколения российского учительства.
На собрании учителей школы по подведению итогов проведения стажировочной площадки директор школы, С.В.Путятина, отметила, что весь коллектив школы заслужил слова благодарности за организацию и проведение этого значительного для жизни школы мероприятия. Была объявлена благодарность всем работникам школы. Среди них – организаторы мастер-классов: Н.Б.Рак, Н.В.Левштанова, Н.И.Петрова, Т.Н.Шаманаева, С.В.Матвеева, Е.В.Скрипченко, И.Ю.Калабина, Л.Н.Обвинцева, Дорофеева И.А.,Мымрина Н.В., Ю.П.Русинова, Т.А.Паламарчук. По словам директора школы, не было «вторых» ролей в этом педагогическом «действе»: без чёткой, дружной работы коллектива на каждом этапе, без поддержки и взаимовыручки, без знания своего «функционала» всеми и каждым в этот день, без радушия и гостеприимства всех, кто отвечал за встречу, регистрацию гостей и кофе-паузу для участников семинара, без ответственного отношения учителей, обеспечивших занятость учащихся школы в этот день, не прозвучала бы такая оценка проведённого мероприятия — «тонкая, филигранная работа всего коллектива». Спасибо гостям, спасибо моим коллегам, спасибо детям – участникам уроков, занятий; спасибо всем, кто обеспечил «уютную чистоту» в классах и коридорах школы. Спасибо, Школа!
Т.А.Паламарчук, учитель русского языка и литературы
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.07.2019
Дата обновления: 21.07.2019
Дата публикации: 01.03.2013