Приложение №4 к ООП НОО УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ СОШ №73 №230/ОД от 30.08.2023 План внеурочной деятельности Пояснительная записка. В соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ №73. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественнополезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МБОУ СОШ №73, где обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. Время, отведённое на внеурочную деятельность в МБОУ СОШ №73, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другие. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может заключать договоры с учреждениями дополнительного образования. Назначение плана внеурочной деятельности - психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется МБО СОШ №73 с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №73 являются: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых - результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №73 организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения в МБОУ СОШ №73 учитываются: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды МБОУ СОШ №73, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. При отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ СОШ №73 учтены особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации в МБОУ СОШ №73 могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном» Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на: - развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре; - формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий "Разговоры о важном" являются классные руководители, советник по воспитанию и заместитель директора по воспитательной работе. Направления и цели внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №73 подчиняется следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Возможными формами организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №73 могут быть следующие: - учебные курсы и факультативы; - художественные, музыкальные и спортивные студии; - соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини- исследования; - общественно полезные практики и другие. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении МБОУ СОШ №73, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие). При организации внеурочной деятельности непосредственно в МБОУ СОШ №73 могут принимать участие все педагогические работники (учителя начальной школы, учителя- предметники, социальный педагог, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, педагог-библиотекарь, воспитатели ГПД и другие). Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №73 тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора, курирующий данное направление работы. Содержательное наполнение внеурочной деятельности Основополагающей моделью плана внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №73 является модель с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий, которая включает в себя: - занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического само – и сооуправления; - занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; - занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. Вместе с тем, в образовательной организации внеурочная деятельность строится с учетом педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы, а также предусмотрена внеурочная деятельность обучающихся по учебным предметам и организационному обеспечению их учебной деятельности. План внеурочной деятельности НОО на 2023-2024 уч. год Направления Названия Формы организации Спортивнооздоровительная деятельность ШСК «Спортик» Проектноисследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Фестиваль проектов, НПК Художественноэстетическая творческая деятельность Интеллектуальные марафоны Информационная культура «Учение с увлечением!» спортивные игры, конкурсы, соревнования, динамические перемены Через реализацию Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы Через реализацию Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы Количество часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 0,5 1 1 1 «Разговоры о важном» Тематический цикл внеурочных занятий 1 1 1 1 ЮИД детское объединение ДО - - - 1 «Я-первоклассник» Внеурочный курс 1 - - - «Орлята России» Внеурочный курс театральная студия «Ассорти» тематические классные часы, интерактивные экскурсии, культпоходы в театры, музеи, кино, концерты, выставки; смотры-конкурсы, фестивали детское объединение ДО 1 - - - Через реализацию Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы 1 2 1,5 1 Через реализацию Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы Внеурочный курс 1 1 1,5 1 - 1 - 1 библиоуроки 1 1 1 1 детское объединение ДО 0,5 0,5 0,5 0,5 детское объединение ДО Итого за неделю 0,5 9 0,5 10 0,5 10 0,5 10 Итого за учебный год 297 340 340 340 «Чтение с увлечением» «Умники и умницы» ««Конструирование»» 1 Итого на уровень образования 1317