СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная запиcка ................................................................. 3 Общая характеристика учебного предмета «Музыка» ........ 3 Цель изучения учебного предмета «Музыка» ....................... 5 Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане ............ 7 Содержание учебного предмета «Музыка» .................................... 9 Модуль № 1 «Музыка моего края» ................................... 10 Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» .................................................................................. 12 Модуль № 3 «Музыка народов мира»................................... 15 Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» ........ 17 Модуль № 5 «Русская классическая музыка» ................. 23 Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» ............................................................... 27 Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» ............ 30 Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» ............................................................................. 33 Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» ..................................................................... 34 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования ................ 38 Личностные результаты .......................................................... 38 Метапредметные результаты ................................................. 40 Предметные результаты .......................................................... 45 Модуль № 1 «Музыка моего края» ................................... 46 Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» .................................................................................. 46 Модуль № 3 «Музыка народов мира»................................... 46 Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» ........ 47 Модуль № 5 «Русская классическая музыка» ................. 47 Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» ............................................................... 48 Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления» ..................................................................... 48 Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» ............................................................................. 48 Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства» ............ 49 Тематическое планирование ...................................................... 50 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества . Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности . Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством . Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия . Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур . Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого . Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности . Родные интонации, мелодии и МУЗЫКА. 5—8 классы 3 ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне . Музыка — временнóе искусство . В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым . Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности . Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей . ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала . Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности . Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся . Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество) . В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности . Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1 . Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания . МУЗЫКА. 5—8 классы 5 2 . Осознание социальной функции музыки . Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека . 3 . Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства . Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей . Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия . 4 . Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства . Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей . 5 . Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др .); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства . 6 . Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре . Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный под6 ход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания . Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства» . МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно . Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и ут- вердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной де- ятельности, эстетического компонента Программы воспита- ния образовательного учреждения . При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю . Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год) . При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организаМУЗЫКА. 5—8 классы 7 циями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы) . Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др . 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени . Для удобства вариативного распределения в рамках календарнотематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г) . Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками . Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе . Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами . В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п . 25 .3 ФГОС ООО) . Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно» . МУЗЫКА. 5—8 классы 9 10 Модуль № 1 «Музыка моего края» Примерная рабочая программа № блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся А) 3—4 учебных часа Фольклор — народное творчество3 Традиционная музыка — отражение жизни народа . Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др .) Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи . Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); — жанра, основного настроения, характера музыки . Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр Б) 3—4 учебных часа Календарный фольклор4 Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя) Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях . Разучивание и исполнение народных песен, танцев . На выбор или факультативно Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента . Участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, посёлка В случае, если в начальной школе тематический материал по блокам 1 и 2 уже был освоен на достаточном уровне, целесообразно повторить его сокращённо и увеличить количество учебных часов на изучение других тематических блоков . 4 При выборе данного тематического блока рекомендуется включать его в тематическое планирование в четверти, соответствующей конкретному календарному сезону . 3 МУЗЫКА. 5—8 классы В) 3—4 учебных часа Семейный фольклор Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла . Изучение особенностей их исполнения и звучания . Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов . Разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя) . На выбор или факультативно Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента . Исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора» Г) 3—4 учебных часа Наш край сегодня Современная музыкальная культура родного края . Гимн республики, города (при наличии) . Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры . Театр, филармония, консерватория Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов . Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства . На выбор или факультативно Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии . Исследовательские проекты, посвящённые деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам) . Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съёмка, монтаж и озвучивание любительского фильма и т . д .), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края 11 12 Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»5 № блока, кол-во часов А) 3—4 учебных часа Примерная рабочая программа 5 6 Темы Россия — наш общий дом Содержание Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны . Музыка наших соседей, музыка других регионов6 Виды деятельности обучающихся Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи . Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); — жанра, характера музыки . Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка моего края», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой. При изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трёх региональных традиций. Одна из которых — музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области — чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края — музыка Адыгеи и т. д.). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удалённых географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка. МУЗЫКА. 5—8 классы 13 Б) 3—4 учебных часа Фольклорные жанры Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи . Аутентичная манера исполнения . Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов . Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России . Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний . Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен . На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России . Музыкальный фестиваль «Народы России» В) 3—4 учебных часа Фольклор в творчестве профессиональных композиторов Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий . Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке . Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке . Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т . п .), в которых использованы подлинные народные мелодии . Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала . 14 Окончание № блока, кол-во часов Примерная рабочая программа Г) 3—4 учебных часа 7 Темы На рубежах культур Содержание Виды деятельности обучающихся Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне На выбор или факультативно Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции) . Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме . Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга . Этнографические экспедиции и фестивали . Современная жизнь фольклора Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях7 . Выявление причин- носледственных связей такого смешения . Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора . На выбор или факультативно Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры Например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка и т. п. Модуль № 3 «Музыка народов мира»8 МУЗЫКА. 5—8 классы № блока, кол-во часов 8 9 Темы Содержание Виды деятельности обучающихся А) 3—4 учебных часа Музыка — древнейший язык человечества Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних . Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др .) Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации . Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т . п .) . Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке . На выбор или факультативно Квесты, викторины, интеллектуальные игры . Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков» Б) 3—4 учебных часа Музыкальный фольклор народов Европы Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора9 Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы . Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России . 15 Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой. Для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2—3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор . Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями . В том числе, но не исключительно — образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор — кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор — мазурка, полонез; французский фольклор — рондо, трубадуры; австрийский фольклор — альпийский рог, тирольское пение, лендлер и т . д .) . 16 Окончание № блока, кол-во часов Примерная рабочая программа 10 Темы Содержание Виды деятельности обучающихся Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов Разучивание и исполнение народных песен, танцев . Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) В) 3—4 учебных часа Музыкальный фольклор народов Азии и Африки Африканская музыка — стихия ритма . Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии10, уникальные традиции, музыкальные инструменты . Представления о роли музыки в жизни людей Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии . Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России . Разучивание и исполнение народных песен, танцев . Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах . На выбор или факультативно Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки» Г) 3—4 учебных Народная музыка Амери- Стили и жанры американской музыки (кантри, Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латино-американского фольклора, прослеживание их национальных истоков . Для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1—2 национальные традиции из следующего списка: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция. МУЗЫКА. 5—8 классы часа канского континента блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др .) . Смешение интонаций и ритмов различного происхождения Разучивание и исполнение народных песен, танцев . Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»11 № блока, кол-во часов А) 2—3 учебных часа 11 Темы Национальные истоки классической музыки Содержание Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф . Шопена, Э . Грига и др . Виды деятельности обучающихся Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов . Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений . 17 Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явлений, стилей, образов на примере творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биографические сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве контекста и не должны подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений. В календарном планировании данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка на родов мира», переходя от фольклора той или иной страны к творчеству профессиональных композиторов, в котором изученная национальная традиция получила продолжение и развитие. 18 Продолжение № блока, кол-во часов Примерная рабочая программа Б) 2—3 учебных часа Темы Музыкант и публика Содержание Виды деятельности обучающихся Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки . Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе) . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ . Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе . Посещение концерта классической музыки, балета, драматического спектакля Кумиры публики (на примере творчества В . А . Моцарта, Н . Паганини, Ф . Листа и др .) . Виртуозность . Талант, труд, миссия композитора, исполнителя . При- Знакомство с образцами виртуозной музыки . Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непóнятых современниками . Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмо-интонации . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . МУЗЫКА. 5—8 классы В) 4—6 учебных часов Музыка — зеркало эпохи 19 знание публики . Культура слушателя . Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета . На выбор или факультативно Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения) . Посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе . Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи . Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) . Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И . С . Баха и Л . ван Бетховена Знакомство с образцами полифонической и гомофонногармонической музыки . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе) . Исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры) . Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов 20 Продолжение № блока, кол-во часов Г) 4—6 учебных часов Темы Музыкальный образ Содержание Примерная рабочая программа Героические образы в музыке . Лирический герой музыкального произведения . Судьба человека — судьба человечества (на примере творчества Л . ван Бетховена, Ф . Шуберта и др .) . Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) Виды деятельности обучающихся Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений . Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения . Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора . Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т . д .) МУЗЫКА. 5—8 классы 21 Д) 3—4 учебных часа Музыкальная драматургия Развитие музыкальных образов . Музыкальная тема . Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка . Музыкальная форма — строение музыкального произведения Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития . Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии . Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития . Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения . Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др .), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков Е) 4—6 учебных часов Музыкальный стиль Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драма- Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т . д .) . Исполнение 2—3 вокальных произведений — образцов 22 Окончание № блока, кол-во часов Темы Примерная рабочая программа Содержание Виды деятельности обучающихся тургических приёмов, музыкального языка . (На примере творчества В . А . Моцарта, К . Дебюсси, А . Шёнберга и др .) барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных) . Определение на слух в звучании незнакомого произведения: — принадлежности к одному из изученных стилей; — исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); — жанра, круга образов; — способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении и др .) . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века МУЗЫКА. 5—8 классы Модуль № 5 «Русская классическая музыка»12 № блока, кол-во часов А) 3—4 учебных часа 12 Темы Образы родной земли Содержание Виды деятельности обучающихся Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М . И . Глинки, С . В . Рахманинова, В . А . Гаврилина и др .) Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах . Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским композиторомклассиком . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений . Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов Изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций. 23 24 Продолжение № блока, кол-во часов Б) 4—6 учебных часов Примерная рабочая программа Темы Содержание Виды деятельности обучающихся Золотой век русской культуры Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры . Увлечение западным искусством, появление своих гениев . Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М . И . Глинки, П . И . Чайковского, Н . А . Римского-Корсакова и др .) Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором-классиком . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых русской культуре XIX века . Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века . Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона МУЗЫКА. 5—8 классы 25 В) 4—6 учебных часов История страны и народа в музыке русских композиторов Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С . С . Прокофьева, Г . В . Свиридова и др .) Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком . Исполнение Гимна Российской Федерации . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству композиторов — членов кружка «Могучая кучка» . Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов Г) 3—4 учебных часа Русский балет Мировая слава русского балета . Творчество композиторов (П . И . Чайковский, С . С . Прокофьев, И . Ф . Стравинский, Р . К . Щедрин), балетмей- Знакомство с шедеврами русской балетной музыки . Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом . Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи) . Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом . На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров . 26 Окончание № блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся стеров, артистов балета . Дягилевские сезоны Съёмки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации и т . п .) на музыку какого-либо балета (фрагменты) Примерная рабочая программа Д) 3—4 учебных часа Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С . Рихтер, Л . Коган, М . Ростропович, Е . Мравинский и др .) . Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе . Конкурс имени П . И . Чайковского Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации . Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений . Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композитора» . На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки Е) 3—4 учебных часа Русская музыка — взгляд в будущее Идея светомузыки . Мистерии А . Н . Скрябина . Терменвокс, синтезатор Е . Мурзина, электронная музыка (на при Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства . Слушание образцов электронной музыки . Дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки . МУЗЫКА. 5—8 классы мере творчества А . Г . Шнитке, Э . Н . Артемьева и др .) На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые развитию музыкальной электроники в России . Импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»13 № блока, кол-во часов А) 3—4 учебных часа Темы Храмовый синтез искусств Содержание Музыка православного и католического14 богослужения (колокола, пение a capella / пение в Виды деятельности обучающихся Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе . Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого Изучение тематических блоков данного модуля перекликается с модулями «Европейская классическая музыка» и «Русская классическая музыка». В календарном планировании допускается сочетание, сращивание его тематических блоков с логикой изучения творческого наследия великих композиторов, таких как И. С. Бах, В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. 14 Уточнение различий между музыкой католической и протестантской церкви зависит от уровня подготов ки обучающихся (как по музыке, так и по ОРКСЭ) и может быть раскрыто позднее или факультативно по усмотрению учителя . Также на усмотрение учителя данный перечень может быть дополнен образцами исламской, буддийской культуры, иудаизма в зависимости от особенностей конкретного учебного заведения и религиозных верований, распространённых в данном регионе . 13 27 28 Продолжение № блока, кол-во часов Примерная рабочая программа Б) 4—6 учебных часов Темы Развитие церковной музыки Содержание Виды деятельности обучающихся сопровождении органа) . Основные жанры, традиции . Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения мировоззрения, основной идеи христианства . Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: — к русской православной традиции; — западноевропейской христианской традиции; — другим конфессиям (по выбору учителя) . Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике . На выбор или факультативно Посещение концерта духовной музыки Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал) . Русская музыка религиозной традиции (знамен- Знакомство с историей возникновения нотной записи . Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты) . Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие) . Слушание духовной музыки . Определение на слух: — состава исполнителей; — типа фактуры (хоральный склад, полифония); — принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции . МУЗЫКА. 5—8 классы ный распев, крюковая запись, партесное пение) . Полифония в западной и русской духовной музыке . Жанры: кантата, духовный концерт, реквием На выбор или факультативно Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки . Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным произведениям духовной музыки 29 В) 3—4 учебных часа Музыкальные жанры богослужения Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки . Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном . Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений . Определение на слух изученных произведений и их авторов . Иметь представление об особенностях их построения и образов . Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции Г) 3—4 учебных часа Религиозные темы и образы в совре- Сохранение традиций духовной музыки сегодня . Переосмысление Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX—XXI веков . 30 Окончание № блока, кол-во часов Темы менной музыке Содержание религиозной темы в творчестве композиторов XX— XXI веков . Религиозная тематика в контексте поп-культуры Виды деятельности обучающихся Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными композиторами . На выбор или факультативно Исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время» . Посещение концерта духовной музыки Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»15 № блока, кол-во часов Примерная рабочая программа А) 3—4 учебных часа 15 Темы Камерная музыка Содержание Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и Виды деятельности обучающихся Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа . Изучение тематических блоков данного модуля строится по биографическому принципу. В календарном планировании его целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций. МУЗЫКА. 5—8 классы Б) 4—6 учебных часаов Циклические формы и жанры 31 др .) . Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др .) . Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма . Куплетная форма Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы . Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров . На выбор или факультативно Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т . п .) . Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме . Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных) . Принцип контраста . Прелюдия и фуга . Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития Знакомство с циклом миниатюр . Определение принципа, основного художественного замысла цикла . Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла . Знакомство со строением сонатной формы . Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат . На выбор или факультативно Посещение концерта (в том числе виртуального) . Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты) . Последующее составление рецензии на концерт 32 Окончание № блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся Примерная рабочая программа В) 4—6 учебных часов Симфоническая музыка Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина) . Симфония Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии . Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования . Образно-тематический конспект . Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки . Слушание целиком не менее одного симфонического произведения . На выбор или факультативно Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки . Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты) . Последующее составление рецензии на концерт Г) 4—6 учебных часов Театральные жанры Опера, балет . Либретто . Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал . Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов . Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы . Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи . Сравнение собственного и профессионального исполнений . МУЗЫКА. 5—8 классы Массовые сцены . Сольные номера главных героев . Номерная структура и сквозное развитие сюжета . Лейтмотивы . Роль оркестра в музыкальном спектакле Различение, определение на слух: — тембров голосов оперных певцов; — оркестровых групп, тембров инструментов; — типа номера (соло, дуэт, хор и т . д .) . Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей . На выбор или факультативно Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального) . Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера) . Последующее составление рецензии на спектакль Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» № блока, кол-во часов А) 3—4 учебных часа 33 Темы Содержание Виды деятельности обучающихся Музыка и литература Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др .) . Интонации рассказа, повествования в инструментальной Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки . Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого») . Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения . 34 Продолжение № блока, кол-во часов Б) 3—4 учебных часа Темы Музыка и живопись Содержание Виды деятельности обучающихся Примерная рабочая программа музыке (поэма, баллада и др .) . Программная музыка Рисование образов программной музыки . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства . Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т . д . Программная музыка . Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К . Дебюсси, А . К . Лядова и др .) Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки . Выявление интонаций изобразительного характера . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности . Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта . На выбор или факультативно Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера . Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников МУЗЫКА. 5—8 классы 35 В) 3—4 учебных часа Музыка и театр Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э . Грига, Л . ван Бетховена, А . Г . Шнитке, Д . Д . Шостаковича и др .) . Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра . Разучивание, исполнение песни из театральной постановки . Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня . Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей . На выбор или факультативно Постановка музыкального спектакля . Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле . Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра Г) 3—4 учебных часа Музыка кино и телевидения Музыка в немом и звуковом кино . Внутрикадровая и закадровая музыка . Жанры фильмаоперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р . Роджерса, Ф . Лоу, Г . Гладкова, А . Шнитке) Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов . Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой . Разучивание, исполнение песни из фильма . На выбор или факультативно Создание любительского музыкального фильма . Переозвучка фрагмента мультфильма . Просмотр фильма-оперы или фильма-балета . Аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?» 36 Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» № блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся Примерная рабочая программа А) 3—4 учебных часа Джаз Джаз — основа популярной музыки XX века . Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз) . Определение на слух: — принадлежности к джазовой или классической музыке; — исполнительского состава (манера пения, состав инструментов) . Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем . Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе . На выбор или факультативно Сочинение блюза . Посещение концерта джазовой музыки Б) 3—4 учебных часа Мюзикл Особенности жанра . Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф . Лоу, Р . Роджерса, Э . Л . Уэббера и др .) . Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль) . Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ . Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки . МУЗЫКА. 5—8 классы Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов . 37 В) 3—4 учебных часа Молодёжная музыкальная культура Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-нролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др .) . Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др .) . Разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодёжных музыкальных течений . Дискуссия на тему «Современная музыка» . На выбор или факультативно Презентация альбома своей любимой группы Г) 3—4 учебных часа Музыка цифрового мира Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники) . Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы) . Музыкальное творчество в условиях цифровой среды Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас . Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя . Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств . Разучивание и исполнение популярной современной песни . На выбор или факультативно Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека . Создание собственного музыкального клипа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных . ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности . Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1 . Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края . 2 . Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий . 38 3 . Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов . 4 . Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства . 5 . Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии . 6 . Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, МУЗЫКА. 5—8 классы 39 признание своего права на ошибку и такого же права другого человека . 7 . Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности . 8 . Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества . Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе . МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 40 1 . Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования . Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования . МУЗЫКА. 5—8 классы 41 Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др .) в зависимости от коммуникативной установки . Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления . 2 . Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; 42 эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения . Вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности . Совместная деятельность (сотрудничество): Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социальнопсихологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой . МУЗЫКА. 5—8 классы 43 3 . Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя . Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т . д . Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; 44 выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций . Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг . Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т . д .) . ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни . Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: — осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; — воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; — сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенМУЗЫКА. 5—8 классы 45 ностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); — понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества . Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений . Модуль № 1 «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины . Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны . Модуль № 3 «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиат46 ской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям1; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров) . Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений . Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторовклассиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; 1 На выбор учителя . Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т . п . — не менее трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе . МУЗЫКА. 5—8 классы 47 исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений . Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора . Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности . Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т . п .) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения . 48 Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т . д .), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров . МУЗЫКА. 5—8 классы 49 50 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и годам обучения в двух вариантах . Тематическое наполнение модулей также допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, изменение по количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей допол нительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся . Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям 1-я четверть (8 часов) 2-я четверть (7 часов) 3-я четверть (10 часов) 4-я четверть (9 часов) 5 класс Примерная рабочая программа Музыка моего края (А, Б) Русская классическая музыка (А, Д) Европейская классическая музыка (А, Б) Связь музыки с другими видами искусства (А, Б) 6 класс Народное музыкальное творчество России (А, Б или А, В или Б, В) Русская классическая музыка (Б, В) Европейская классическая музыка (В, Г) 7 класс Жанры музыкального искусства (А, Б) МУЗЫКА. 5—8 классы Музыка народов мира (А, Б) Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (А, Б или А, В или Б, В) Европейская классическая музыка (Д) Жанры музыкального искусства (В) Связь музыки с другими видами искусства (В, Г) Русская классическая музыка (Е) Современная музыка: основные жанры и направления (А, Б) 8 класс Музыка моего края (В, Г) Жанры муРусская зыкального классичеискусства (Г) ская музыка (Г) Европейская классическая музыка (Е) Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип): Сентябрь (4 часа) Октябрь (4 часа) Ноябрь (3 часа) Декабрь (4 часа) Январь (3 часа) Февраль (4 часа) Март (3 часа) Апрель (5 часов) Май (4 часа) Европейская классическая музыка (А) Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (А) Связь музыки с другими видами искусства (Б) Современная музыка: основные жанры и направления (А) 5 класс Музыка моего края (А) Народное музыкальное творчество России (А) Жанры музыкального искусства (А) Русская классическая музыка (А) Музыка народов мира (Б) 51 52 6 класс Музыка моего края (Б) Народное Музыка музыкаль- народов ное творче- мира (А) ство России (Б) Европейская классическая музыка (Г) Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (Б) Русская классическая музыка (Б) Связь музыки с другими видами искусства (А) Жанры музыкального искусства (Б) Современная музыка: основные жанры и направления (Г) Жанры музыкального искусства (В) Связь музыки с другими видами искусства (В) Современная Музыка намузыка: осродов мира новные жан- (В) ры и направления (Б) 7 класс Музыка моего края (В) Народное музыкальное творчество России (В) Русская классическая музыка (В) Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (В) Европейская классическая музыка (В) Примерная рабочая программа 8 класс Музыка моего края (Г) Народное музыкальное творчество России (Г) Жанры музыкального искусства (Г) Русская классическая музыка (Г) Европейская классическая музыка (Б) Музыка Связь музыки народов с други- мира (Г) ми видами искусства (Г) Истоки и образы русской и европейской духовной музыки (Г) Современная музыка: основные жанры и направления (В)