ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №73
Рассмотрено и принято
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2021г.

Приложение № _____
к Основной общеобразовательной
программе
МБОУ СОШ №73
(утверждена приказом МБОУ СОШ № 73
№ 122/ОД от 30.08.2021г. )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Календарный план воспитательной работы

Г. Лесной , 2021г

Содержание
Пояснительная записка
1.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
2. Цели и задачи воспитания.
3. Виды, формы и содержание деятельности
3.1. Инвариатные модули
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
3.1.2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
3.1.3. Модуль «Школьный урок»
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
3.1.5. Модуль «Профориентация»
3.1.6. Модуль «Работа с родителями»
3.2. Вариативные модули.
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»
3.2.3. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
3.2.4. Модуль «Школьные медиа»
3.2.5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.3.Вариативные (собственные) модули МБОУ СОШ №73.
3.3.1. Модуль «Школа-территория здоровья и безопасности»
3.3.2.Модуль «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое
воспитание: Души прекрасные порывы»
3.3.3. Модуль «Точка роста»
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
5.Календарный план воспитательной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных
программ, реализуемых в МБОУ СОШ №73.
Назначение программы воспитания (далее – программа воспитания) – организовать в
МБОУ СОШ №73 процесс воспитания, направленный на решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Данная программа показывает, каким образом педагогические работники (учитель,
классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе и т.п.)
наставники,
могут
реализовать
воспитательный
потенциал
их
совместной
с обучающимися деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
В центре программы воспитания школы в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования
находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания представляет из себя описание системы возможных форм и
методов работы с обучающимися в соответствие с реальной деятельностью, которую школа
будет осуществлять в сфере воспитания.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №73 включает в себя четыре основных
раздела:
раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса », в котором
описана специфика школьной деятельности в сфере воспитания. Здесь размещена
информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения,
источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых
партнерах школы, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных
находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для
достижения цели.
раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показывает, каким
образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный
раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых
ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из
направлений воспитательной работы школы.

Инвариантными модулями здесь являются:
«Классное руководство»,
«Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями»,
«Самоуправление»,
«Профориентация».

Вариативными модулями определены:

«Ключевые общешкольные дела»,
«Детские общественные объединения»,
«Школьные медиа»,
«Экскурсии, экспедиции, походы»,
«Организация предметно-эстетической среды».

Вариативные (собственные) модули МБОУ СОШ №73:

«Школа – территория здоровья и безопасности»
«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание»
«Точка роста».
МБОУ СОШ №73, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания,
оставляет за собой право включать в нее те вариативные модули, которые помогут в
наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся
кадровых и материальных ресурсов, добавлять в свою рабочую программу собственные
модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих
условиях: новый модуль отражает реальную деятельность обучающихся и педагогических
работников, эта деятельность является значимой для обучающихся и педагогических
работников, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых
примерной программой.
Модули
в
программе
воспитания
располагаются
в
соответствии
с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогических
работников школы в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов
освоения основной образовательной программы общего образования.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой
воспитательной работы. Здесь приводятся перечень основных его направлений, который
дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
Рабочая программа воспитания содержит конкретное описание предстоящей работы с
обучающимися.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной
работы.
Программа позволяет педагогическим работникам школы скоординировать свои
усилия, направленные на воспитание обучающихся.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №73 находится по адресу свердловская
область, г. Лесной, ул. Ленина, д.10. Свою историю образовательное учреждение начало с
1963г.
В начальной, средней и старшей ступенях обучения функционирует 22 класса.
Школа работает в одну смену, во второй половине дня действуют школьные детские
объединения творческой, спортивно-оздоровительной, социальной направленности,
организованы ГПД.
В школе есть спортивный зал, стадион и спортивная площадка, актовый зал,
компьютерный класс, библиотека, столовая, достаточное количество кабинетов для
образования и воспитания обучающихся, которые обеспечены компьютерной техникой и
доступом в интернет через подключение Wi-Fi, имеются кабинеты педагога-психолога и
логопеда с оборудованием для проведения коррекционо- развивающих занятий.
Необходимые меры доступности и безопасности обеспечены в МБОУ СОШ №73 в
соответствии с нормативными требованиями.

В летний период при школе работает городской оздоровительный лагерь. В период
осенних и весенних каникул для учащихся школы функционирует досуговая площадка.
В настоящее время школа №73 находится в так называемой старой части города
Лесного. Рассмотрев социальный статус населения микрорайона, можно сделать вывод, что
большинство населения - люди преклонного возраста или с невысоким материальным
достатком.
Территориально школа удалена от основных городских объектов культуры, спорта и
образования, но, несмотря на это, педагогический коллектив постоянно использует в своей
работе их потенциал. На протяжении многих лет школа сотрудничает с Центром Детского
творчества, Городским Музейно-Выставочным комплексом, ГДБ им. А.П. Гайдара, ЦГБ им.
П.П. Бажова, к\т «Ретро».
Организация и проведение профилактических мероприятий в школе проходят
совместно с сотрудниками ОМВД России ГО «город Лесной», ТКДНиЗП г. Лесного УСП
№17, Прокуратуры ЗАТО.
Помощь и поддержку в организации профориентационной работы оказывает ФГУП
«Комбинат «Электрохимприбор», ТИ НИЯУ МИФИ, Полипрофильный техникум
им. Героя России О. Терешкина.
В школу принимаются дети, проживающие в микрорайоне, за которым школа
закреплена Учредителем. Дети, проживающие вне микрорайона школы, принимаются при
наличии свободных мест.
В МБОУ СОШ №73 с 1- 11 классы обучается свыше 400 человек. Значительная часть
контингента обучающихся имеет социальные статусы детей из многодетных,
малообеспеченных, неполных семей. В школе обучаются дети, имеющие ограниченные
возможности здоровья, проблемы в коллективе и, в связи с этим, испытывающие сложности
в обучении и в усвоении учебного материала, трудности в межличностных отношениях,
поэтому требующие особого внимания и контроля. Около 10% от общего числа учащихся
состоят на различных видах учета.
В последнее время наблюдается тенденция снижения числа учащихся школы,
занимающихся во неурочное время в учреждениях дополнительного образования, культуры
и спорта города.
Актуальным направлением работы ОУ остается профилактика девиантного поведения
школьников. В современных условиях возможные отрицательные источники влияния на
детей - социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией
досуга своего ребёнка.
В тоже время отмечаем, что за годы работы в МБОУ СОШ №73 накопился
достаточный опыт в вопросах организации воспитательной работы, сложились собственные
традиции.
Ежегодно разрабатываются рабочие программы по курсам внеурочной деятельности,
функционируют группы обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
Обучающиеся успешно принимают участие в городских, региональных,
Всероссийских конкурсах, соревнованиях и турнирах.
В школе внедряется модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная
на установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной
деятельности по развитию школьного уклада.
Основу воспитательной работы составляют
ключевые общешкольные
дела, ориентирами которых является календарь образовательных событий и календарь
памятных и знаменательных дат России на тот или иной учебный год.
Исходя из этих обстоятельств, программа воспитания школы имеет направленность,
учитывая потребности, особенности, уровень развития личности и воспитания разных групп

учащихся школы.
Процесс
воспитания
в
образовательной
организации
основывается
на
следующих
принципах
взаимодействия
педагогических
работников
и обучающихся:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения
конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности
обучающегося при нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых
общностей,
которые
бы
объединяли
обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников
как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а
также их социальная активность;
педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
цель
воспитания
культура,
здоровье,
человек)
формулируется
общая

в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия
личности
обучающегося
единому
уровню
воспитанности,
а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий
самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе
– статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции
задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно
как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития
социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К
наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир,
в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной
ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к
самим
себе
как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные
цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как
личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст
для развития социально значимых отношений обучающихся.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста ( уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой

жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим

работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит
уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная
работа
педагогических
работников,
направленная
на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих
взаимоотношений,
эффективнее
налаживать
коммуникацию
с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее
сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать
и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать
использование
на
уроках
интерактивных
форм
занятий
с обучающимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление или сооуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
организовывать
для
обучающихся
экскурсии,
экспедиции,
походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников,
что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.

3.1. Инвариатные модули.

3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель,
воспитатель,
куратор,
наставник,
тьютор
и
т.п.)
организует
работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся
или их законными представителями.

Классные руководитель в начале учебного года заполняет психолого-педагогический
и социальный паспорта класса, которые корректирует по мере необходимости.
Предоставляет необходимую отчетную информацию по вопросам организации и
проведения воспитательной работы в классном коллективе.
Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
установление позитивных отношений с другими классными коллективами, оказание
необходимой помощи обучающимся в подготовке, проведении и анализе дел;
определение совместно с обучающимися организационной структуры классного
самоуправления, выбор актива;
проведение тематических классных часов посвященных юбилейным датам, Дням
воинской славы, событиям в городе, стране, а также выбранного классом направления
работы;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них,
а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на:
- принципах уважительного отношения к личности обучающегося,

- поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе,
- предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме,
- создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через:
- игры и тренинги на сплочение и командообразование, в том числе проведение
совместно со школьным психологом, школьной службой примирения, социальными
партнерами;
- однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями;
- формирование традиций классного коллектива, празднования в классе дней
рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
- регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся
освоить
нормы
и
правила
общения,
которым
они
должны
следовать
в школе;
развитие социальной коммуникативности детей класса путем вовлечения в практику
наставничества «Дети учат детей» (помощь в подготовке к олимпиадам, творческим
конкурсам, участию в различных мероприятиях и т.п.);
вовлечение учеников класса в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного
образования (Акция «Выбери дело по душе»);
проведение диагностики на определение уровня сплоченности классного коллектива,
эмоционально-психологического климата в классе, уровня воспитанности.

Индивидуальная работа с обучающимися:

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение
за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих
отношений,
в
организуемых
педагогическим
работником
беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным педагогомпсихологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками,
выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в
задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через
включение в проводимые школьным педагогом-психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями-предметниками в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.1.2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными
отношениями
друг
к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит
в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов

Виды внеурочной
деятельности

Содержание деятельности

Формы,
наименования

Познавательная
деятельность

Художественное
творчество

Проблемноценностное
общение

Спортивнооздоровительная
деятельность

Трудовая
деятельность

Игровая
деятельность

Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные
на
передачу
обучающимся социально значимых
знаний,
развивающие
их
любознательность,
позволяющие
привлечь
их
внимание
к
экономическим,
политическим,
экологическим,
гуманитарным
проблемам
нашего
общества,
формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину
мира
Курсы
внеурочной
деятельности,
создающие благоприятные условия для
просоциальной
самореализации
обучающихся,
направленные
на
раскрытие
их
творческих
способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения
обучающихся к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие
Курс
внеурочной
деятельности,
направленный
на
развитие
коммуникативных
компетенций школьников, воспитание
у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать
свое собственное, терпимо относиться
к разнообразию взглядов людей
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на физическое развитие
обучающихся, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание
силы
воли,
ответственности,
формирование
установок на защиту слабых
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные
на развитие творческих способностей
обучающихся, воспитание у них
трудолюбия
и
уважительного
отношения
к
физическому труду
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные
на раскрытие творческого, умственного
и
физического
потенциала
обучающихся, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений

кружки
«Умники и умницы»,
«За страницами учебников»,
«Хочу все знать»,
«Мы и природа»,
«Мир
чтения»,
«Конструирование»,
«Робототехника»,
«Малая академия наук»,
«Проектная деятельность»
Театральная
студия
«Ассорти»,
«Театр на английском языке»

учебные курсы
«Уроки
нравственности»
«Граждановедение»,
«Я принимаю вызов»,
отряд волонтеров «Феникс»
школьная видеостудия

детские
спортивные
объединения
«Подвижные игры»,
ОФП, «Спортивные игры»
Школьный спортивный клуб
«Спортик»
кружок «Умелые ручки»
трудовые акции

детские объединения
«Школа РДШ»,
отряд ЮИД

работать в команде

3.1.3. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные
на
уроке
знания
обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам
воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой
жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.

Детское само(соо-)управление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего

и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов, праздников, Дней самоуправления,

ролевых игр «Я-гражданин», «Я-избиратель», инициированных тематических Дней РДШ и
Дней Волонтера и т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.

На уровне классов:

деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой школьного актива или совета дела и классных
руководителей;
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей, организации дежурства.
через

На индивидуальном уровне:

через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль
(общественное поручение), функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом
за классной комнатой, комнатными растениями, дежурство по школе, в столовой и т.п.
3.1.5 Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогических
работников
и
обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности
педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта
работа осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия города и профессиональные учебные заведения , дающие
обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы и
обучения людей, представляющих эти профессии;

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;

организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных
дней, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где
обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии,
развивать в себе соответствующие навыки.
совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,

посвященных выбору профессий, в том числе открытые уроки «ПроеКТОрия», прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков;

индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных
представителей)
по
вопросам
склонностей,
способностей,
дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;

освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования;

организация деятельности школьной трудовой бригады.

3.1.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием
позиций
семьи
и
школы
в
данном
вопросе.
Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:

Уровень

Групповой
уровень

Форма организации

Общешкольный
родительский комитет и
попечительский
совет
школы
родительские гостиные

родительские дни

общешкольные
родительские собрания
педагогический всеобуч
«Семья и школа вместе:
ответственное
родительство»

Направления деятельности

участие в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания
и социализации их обучающихся
обсуждение
вопросов
возрастных
особенностей обучающихся, формы и способы
доверительного взаимодействия родителей с
обучающимися, проводятся мастер-классы,
семинары,
круглые
столы
с приглашением специалистов
родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные
занятия
для
получения
представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе
обсуждение наиболее острых проблем
обучения и воспитания обучающихся
родители получают ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов,
врачей,
социальных
работников
и
обмениваться
собственным
творческим
опытом и находками в деле воспитания
обучающихся

Индивидуальный консультации
уровень
встречи
беседы

работа специалистов по запросу
родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
участие родителей в педагогических
консилиумах,
собираемых
в
случае
возникновения острых проблем, связанных с
обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;
помощь со стороны родителей в
подготовке и проведении общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c
целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей.

3. 2. Вариативные модули.
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и
обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их
вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в
школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный
характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими
работниками для обучающихся.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы

Виды деятельности
социальные проекты

Основное содержание
деятельности
Вне образовательной организации:

ежегодные
совместно
разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими
работниками
комплексы
дел
(благотворительной, экологической,
патриотической,
трудовой
направленности), ориентированные
на преобразование окружающего
школу социума

Мероприятия
«Чистый
город»,
«Дорогою
Добра»,
«Цветы
ветерана»
и
другие

открытые
встречи, в рамках которых обсуждаются «Открытая трибуна»,
собрания
(детских, насущные
поведенческие, «Сто
вопросов
педагогических,
нравственные,
социальные, взрослому»
родительских,
проблемы,
касающиеся
жизни
совместных),
с школы, города, страны

приглашением
представителей
власти,
общественности,
работники
правоохранительных
органов,
специалисты
учреждений
и
организаций города
спортивные состязания, проводимые
для
жителей
праздники,
фестивали, микрорайона
и
организуемые
представления
совместно с семьями обучающихся,
которые открывают возможности
для творческой самореализации
обучающихся и включают их в
деятельную заботу об окружающих
всероссийские акции и посвященные
значимым Уроки Победы, Уроки
уроки
отечественным
мужества,
Линейки
и международным событиям
Памяти,
Гагаринский
урок,
Георгиевская
ленточка, Дни воинской
славы России, Диктант
Победы,
Бессмертный
полк

На уровне образовательной организации

общешкольные праздники ежегодно
проводимые
творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и
т.п.)
дела,
связанные
со
значимыми для обучающихся и
педагогических
работников
знаменательными датами и в
которых участвуют все классы
школы

торжественные ритуалы

посвящения,
связанные
с
переходом
обучающихся
на
следующую
ступень
образования, символизирующие
приобретение
ими
новых
социальных статусов в школе и
развивающие
школьную
идентичность обучающихся

День знаний «Вновь сентябрь
нас в школу позвал», турслет,
День учителя «Примите наши
поздравления», День матери
и Международный женский
день, Декада толерантности и
прав,
Новогодний
калейдоскоп,
военноспортивные
игры
на
местности «Зарничка» и
«Зарница», Декада здоровья,
День земли «Земля - наш
общий дом», Календарь
Победы, эстафета Памяти и
др.
праздники «Посвящение в
первоклассники»
и
«Посвящение
в
пятиклассники»,
Дни
самоуправления,
торжественный прием в
РДШ,
посвящение
в
волонтеры школьного отряда
«Феникс», посвящение в
члены отряда ЮИД, праздник
«Последний
звонок»,
выпускные вечера

интеллектуальные игры

встречи между педагогическими
работниками
и
старшеклассниками.
Они
создают в школе атмосферу
творчества и неформального
общения,
способствуют
сплочению
детского
и
педагогического
сообществ
школы
церемонии награждения обучающихся и педагогических
(по итогам года)
работников за активное участие в
жизни школы, защиту чести
школы
в
конкурсах,
соревнованиях,
олимпиадах,
значительный вклад в развитие
школы
Выборные
учащихся

На уровне классов

собрания выбор
и
делегирование
представителей
классов
в
общешкольные
советы
дел,
ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел
участие классов
реализация
общешкольных
ключевых дел
Отчетный
час
для проведение в рамках класса
обучающихся, педагогов и итогового
анализа
родителей
обучающимися общешкольных
ключевых
дел,
участие
представителей
классов
в
итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных
советов дела

На уровне обучающихся:

распределение
и вовлечение по возможности
обучающегося
в
поручение общественных каждого
ключевые
дела
школы
ролей учащимся класса
в одной из возможных для них
ролей:
сценаристов,
постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных
за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь освоение навыков подготовки,
обучающемуся
(при проведения и анализа ключевых
необходимости)
дел
Организованные ситуации наблюдение
за
поведением
подготовки,
обучающегося
в
ситуациях
проведения и анализа подготовки,
проведения
и

торжественная
церемония
чествования
учащихся,
добившихся
успехов
в
учебной,
творческой
и
спортивной
деятельности
«Крылья Успеха»

ключевых дел

Индивидуальные беседы с
обучающимся; Включение
в
совместную работу с
другими обучающимися,
которые могли бы стать
хорошим
примером
для обучающегося

анализа ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками,
старшими
и младшими обучающимися, с
педагогическими работниками и
другими взрослыми;
при необходимости коррекция
поведения обучающегося через
частные беседы с ним, через
включение его в совместную
работу
с
другими
обучающимися, которые могли
бы стать хорошим примером для
обучающегося,
через
предложение
взять
в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот
или иной фрагмент общей
работы.

Все это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы детские общественные объединения, такие как классные

отряды РДШ, отряд ЮИД, отряд волонтеров «Феникс», школьный спортивный клуб
«Спортик», школьный актив учащихся – это добровольные, самоуправляемые,

некоммерческие формирования, созданные по инициативе обучающихся и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в
уставе общественного объединения. Основной целью создания и деятельности
общественных объединений является: поддержка детских и молодёжных инициатив.
Основные направления работы: патриотическое, досуговое, медийное, ЗОЖ и
добровольчество.
Правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении
осуществляется через:
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
забота,
уважение,
умение
сопереживать,
умение
общаться,
слушать
и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы
(проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей
этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа на
пришкольной территории, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и
другие;
договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва)
при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий

отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного
объединения;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для планирования дел в школе, празднования знаменательных
для членов объединения событий;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения
особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в
члены детского объединения, организации деятельности пресс-центра детского
объединения);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
тематических днях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом.
3.2.3. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурно-исторической,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:

регулярные

пешие

прогулки,

экскурсии

или

походы

выходного

дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: по

городу, в музей, на выставки, в кинотеатр, театр;
профориентационные экскурсии на предприятия и организации города;
регулярные сезонные экскурсии на природу с целью наблюдения за изменениями,
происходящими в ней;
образовательные экспедиции, организуемые педагогическими работниками и
родителями обучающихся в другие города или села свердловской области для углубленного
изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших
здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны;
однодневные походы, организуемые совместно с родительской общественностью с
обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию (разработка
маршрута, расчет времени, выбор места возможной остановки для отдыха, организация
досуга во время похода), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения
и питания), коллективному проведению (распределение среди обучающихся основных
видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу
туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по
возвращению домой);
турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников,

обучающихся и их родителей, включающий в себя, например: соревнование
по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс
на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений,
конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных
биваков, комбинированную эстафету;
мини-походы, марш-броски, квесты;
выездные культурологические экскурсии по городам России.
3.2.4. Модуль «Школьные медиа»
Цель
школьных
медиа
(совместно
создаваемых
обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео
информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных мероприятий;
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся и
педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую
группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации
в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли
бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
школьная видеостудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж познавательных, документальных, анимационных, социальных видеороликов с
акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое, профилактическое просвещение
аудитории.
3.2.5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая
обучающегося
предметно-эстетическая
среда
школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на
обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
школы как:

Формы деятельности

оформление
интерьера
школьных
помещений
(вестибюля,
коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и
т.п.) и их периодическая переориентация
Выставка творческих работ обучающихся;
фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и
т.п.)

Содержание и виды деятельности

как
средство
разрушения
негативных
установок обучающихся на учебные и
внеучебные
занятия,
формирование
наглядными
средствами
положительных
установок обучающихся на учебные и
внеучебные занятия
Размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций для расширения
представлений о разнообразии эстетического
осмысления мира

озеленение
пришкольной
территории, оборудование доступных и приспособленных
ремонт спортивных и игровых площадок
для
обучающихся
разных
возрастных
категорий,
оздоровительно-рекреационных
зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и
тихого отдыха
благоустройство
классных
кабинетов проявление обучающимися своей фантазии и
силами педагогов, учащимися и родителями творческих способностей, создающее повод
для
длительного
общения
классного
руководителя со своими обучающимися
Событийный
дизайн
праздников, оформление
пространства
проведения
церемоний,
торжественных
линеек, конкретных школьных событий
творческих проектов, выставок, собраний,
конференций и т.п.
популяризация особой школьной символики Совместная с обучающимися разработка,
(флаг школы, гимн школы, эмблема школы, создание и популяризация особой школьной
логотип, элементы школьного костюма и символики, используемой как в школьной
т.п.)
повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации
Конкурсы творческих проектов
внедрение
творческих
проектов
по
благоустройству
различных
участков
пришкольной территории (например, высадке
культурных растений)
Стенды, плакаты, инсталляции
Акцентирование внимания обучающихся
посредством
элементов
предметноэстетической среды на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах

3.3. Вариативные (собственные) модули МБОУ СОШ №73.
3.3.1. Модуль «Школа - территория здоровья и безопасности»
Основной целью является формирование у обучающихся школы ценностного
отношения к собственному здоровью и собственной безопасности, привитие норм
законопослушного и безопасного поведения, основанного на знании своих потребностей,
особенностей развития, и выработанного в процессе занятий, индивидуального способа
здорового образа жизни.
Деятельность МБОУ СОШ №73 по формированию у обучающихся потребности
здорового и безопасного образа жизни, правовой культуры, экологической культуры,
формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска
здоровью в повседневной жизни включает несколько направлений, включающих в себя
организацию просветительской и методической работы, профилактическую работа с
участниками образовательного процесса, а именно:
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения
физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- обеспечение социально- правовой защищенности и оказание помощи ОУ в
укреплении семейных отношений в соответствии со своей компетентностью;
-удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психологосоциальной службы школы;
-разносторонне просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии,
воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

- демонстрация достижения родителей в воспитании детей, положительного опыта
семейного воспитания;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы;
- обеспечение надлежащего питьевого и режима питания школьников;
- организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.
Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике
правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, по предупреждению проявления
саморазрушающего и агрессивного типа поведения детьми и подростками, осуществление
систематической работы с обучающимися и семьями «группы риска».

На внешнем уровне:

- встречи с представителями субъектов профилактики, проведение профилактических
бесед, лекций, единых дней профилактики;
- привлечение возможностей других учреждений и организаций города – спортивных
клубов, медицинских учреждений для организации и проведения мероприятий спортивнооздоровительной и досуговой направленности;
- организация занятий учащихся в спортивных школах, клубах и секциях, сдачи норм
ГТО;
- межведомственная профилактическая операция «Подросток»;
- социально-педагогический проект «Будь здоров», «Президентские старты»
(муниципальные этапы).

На школьном уровне:

- деятельность в школе Совета профилактики, ПМПК, Службы медиации и
организация внутришкольного учета учащихся и их семей, требующих особого контроля, в
соответствии с нормативными документами МБОУ СОШ №73;
- изучение состояния физического здоровья учащихся и их эмоционального
состояния;
- изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;
- изучение спортивных интересов учащихся;
- отслеживание результатов и достижений учащихся, занимающихся в учреждениях
спорта;
- привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды
здорового образа жизни в семье;
- проведение спортивных соревнований: «Веселые старты», Дни здоровья,
легкоатлетический кросс, соревнования по футболу, эстафеты, спортивные
конкурсы; Всемирный день борьбы со СПИДом;
- организация дополнительного образования на базе школы спортивнооздоровительной направленности, деятельность Школьного спортивного клуба «Спортик»,
- деятельность волонтерского отряда «Феникс» по пропаганде ЗОЖ по принципу
«Равный - равному»;
- мероприятия по профилактике ПБ, ПДД, антитеррористической и информационной
безопасности;
- учебные курсы «Уроки нравственности», «Граждановедение», «Я принимаю вызов»;
- проведение тренинговых индивидуальных и групповых занятий;
- проведение социально-психологического тестирования обучающихся;
- реализация
учебных образовательных курсов и циклов, направленных на
формирование законопослушного и безопасного типа поведения учащихся, предупреждение
саморазрушающего и агрессивного типа поведения;
- организация мероприятий по профилактике экстремизма, гармонизации
межнациональных отношений, противодействию терроризму;

- проведение мероприятий по вопросам правильного питания и личной гигиены,
профилактики вирусных заболеваний среди учащихся и их законных представителей;
- использование информационных ресурсов сети Интернет, организация виртуальных
экскурсий, бесед, лекций, диспутов и круглых столов;
- организация и проведение экологических праздников и акций;
- деятельность ОЗЛ при школе в период летних каникул и досуговых площадок в
каникулярный период.

На индивидуальном уровне:

- работа специалистов по предупреждению детского и семейного неблагополучия;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей;
- разработка и реализация ИПР.
3.3.2. Модуль «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание: Души
прекрасные порывы»
Необходимость внесения данного вариативного модуля в программу предполагает
создание дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки
развития школьников как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан
России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за
настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурно-исторических
традициях многонационального российского народа.
Модуль ориентирован на повышение общественного статуса духовнонравственных и гражданско-патриотических ценностей учащихся, подготовке их к
ответственному выбору как путем дальнейшей реализации уже имеющегося опыта работы
педагогического коллектива МБОУ СОГШ №73 по данному направлению, так и поиска
новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у
подрастающего поколения духовности и патриотизма.
Реализация модуля предполагает:
- Обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе
стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей; высокую
инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; способность к
достижению личностного и общественного благополучия.
- Формировать у каждого школьника активную жизненную позицию, включающую
способность брать на себя ответственность участвовать в принятии и реализации
совместных решений, участвовать в общественной жизни, обладать потребностью
самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь
научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать
ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, вести здоровый
образ жизни.
- Использовать воспитательный потенциал, как в урочной, так и внеурочной
деятельности учебных предметов литературы, искусства, истории, ОРКСЭ, Окружающего
мира.
- Повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса, в
том числе с родительской общественностью, в условиях динамично развивающейся
информационно-образовательной среды.
В данном модуле особое внимание уделяется развитию в школе таких форм, как
добровольчество и волонтерство, в основе которых всегда лежали духовно-нравственные
качества людей как сострадание и милосердие.
Добровольчество и волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных
делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом, позволяя

школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение, коммуникативную
культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию,
умение сопереживать.
Воспитательный
потенциал
модуля
реализуется
следующим
образом:

на внешкольном уровне:

- посещение образовательных событий культурологической направленности (выставки,
концерты, спектакли.);
- встречи с работниками сферы культуры, искусства и представителями общественных
объединений, занимающихся духовно-нравственным просвещением;
− посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям (ветеранам),
проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
− привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в том
числе в проведении культурно-просветительских и досуговых мероприятий для посетителей
этих учреждений;
- организация участия в днях единых действий РДШ, Неделях и тематических днях Добра;
- организация участия в конкурсах и проектах данной направленности различных уровней,
в том числе «Слава Созидателей» (РосАтом), «Мы-патриоты» и «Помним, гордимся,
наследуем» (Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение» Свердловская область),
«Васильевские чтения» (ГО «Город Лесной») и др.

на уровне образовательной организации:

- проведение тематических встреч в литературной-музыкальной гостиной «Души
прекрасные порывы»;
- реализация тематического цикла занятий, часов общения «Россия, начинается с тебя»,
Уроки мужества, направленных на формирование у учащихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку на основе социокультурных, духовно-нравственных, эстетических
ценностей;
- организация творческих конкурсов, фестивалей, мастерских «Святыни России»;
- организация патриотических отрядов на базе классных коллективов;
- деятельность школьного волонтерского отряда «Фениск» и организация социальных акций,
ролевых игр, направленных на развитие социальной активности учащихся;
- просветительская деятельность среди родителей (законных представителей) обучающихся;
- создание семейного клуба «СемьЯ» с целью проведения совместных праздников,
конкурсов, фестивалей, соревнований с участием детей и их родителей (законных
представителей) для формирования и сохранения семейных традиций и ценностей.

на индивидуальном уровне:

через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
и анализ общешкольных и внутриклассных образовательных событий.

проведение

3.3.3. Модуль «Точка роста»
В 2022-2023 уч. году планируется внедрение Центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» является, призванный стать общественным
пространством
МБОУ СОШ №73, направленным на формирование современных
компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным предметам «Технология»,
«Информатика»,
«Физика»,
«Химия»,
«Биология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности».
Центр выполняет функцию общественного пространства для развития
общекультурных компетенций, цифровой грамотности, основного и дополнительного
образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей,
педагогов, родительской общественности.

Работа центра организуется по Программе «Точка роста»
Основные цели модуля:
Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных
областей «Технология», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», «Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
в
том
числе
обеспечение
внедрения
обновленного
содержания
преподавания
основных
общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Современная школа»
национального проекта «Образование».
Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ
цифрового и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной
деятельности обучающихся.
Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.
Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка
соответствующих образовательных программ, в том числе для пришкольного
оздоровительного лагеря.
Содействие созданию и развитию общественного движения школьников,
направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную
деятельность, различные программы дополнительного образования детей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
На сегодня актуальным остается отбор эффективного инструментария для проведения
анализа воспитательной работы школы.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса могут быть следующие.

Направления
анализа

критерии

Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся

динамика
личностного
развития
обучающихся
каждого
класса

Состояние
организуемой
в
школе
совместной
деятельности
обучающихся
и взрослых.

наличие
в
школе
интересной,
событийно
насыщенной и
личностно
развивающей
совместной
деятельности
обучающихся
и взрослых,
динамика
охвата
контингента
участников,
результатов,
активности и
востребованн
ости
предлагаемых
услуг
со
стороны
учащихся и
родителей
(законных
представителе
й)

Способы
получения
информации

Ответственные

Ключевые
вопросы

Педагогическое
наблюдение

классные
руководители
совместно
с
заместителем
директора
по
воспитательной
работе, педагогомпсихологом школы

беседы
с
обучающимися и
их родителями,
педагогическими
работниками,
лидерами
ученического
самоуправления,
анкетирование
(опросы)

заместитель
директора
по
воспитательной
работе, классные
руководители,
школьный актив
учащихся
и
родители,
хорошо знакомые с
деятельностью
школы

какие
прежде
существовавшие
проблемы личностного
развития обучающихся
удалось
решить
за
минувший учебный год;
какие проблемы решить
не удалось и почему;
какие новые проблемы
появились, над чем
далее
предстоит
работать
педагогическому
коллективу
качество проводимых
общешкольных
ключевых дел;
качество
совместной
деятельности классных
руководителей и их
классов;
качество организуемой в
школе
внеурочной
деятельности;
качество
реализации
личностно
развивающего
потенциала школьных
уроков;
качество
существующего в школе
ученического
самоуправления;
качество
функционирующих на
базе школы детских
общественных
объединений;
качество проводимых в
школе
экскурсий,
экспедиций, походов;
качество
профориентационной
работы школы;
качество
работы
школьных медиа;
качество организации
предметноэстетической
среды

школы;
качество
взаимодействия школы
и семей обучающихся
качество
реализации
вариативных
(собственных) модулей
школы

Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Анализ воспитательной деятельности МБОУ СОШ №73 за прошедший учебный год
обсуждается на МО классных руководителей,
на педагогическом совете
школы, является неотъемлемой частью самообследования образовательного учреждения за
тот или иной отчетный период.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».