выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 5. Образовательный процесс организуется в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, секции, кружки, лаборатории, студии, театр) (далее объединения), а также индивидуально. 6. Обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное обучение) в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУ СОШ №73. 7. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения 1. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, количество обучающихся в объединениях, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединениях зависят от направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и ежегодно принимаются на педагогическом совете МБОУ СОШ №73 и утверждаются приказом директора МБОУ СОШ №73. Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 9. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются МБОУ СОШ №73 самостоятельно. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226). При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, применяется форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий2. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается3. 10. Ежегодно обновляются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 11. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Продолжительность занятий в объединениях ежегодно принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора МБОУ СОШ №73 (приложение №1). 12. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, создаваться необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей). 13. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность)4 и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам5. МБОУ СОШ №73, осуществляющее образовательную деятельность, вправе Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3 Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4 Пункт 3.1 профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 52016). 5 Часть 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2 привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками. 14. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители). 15. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 16. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются в МБОУ СОШ №73 с учетом следующих уровней: Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня). Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал может предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы. Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом. 17. Педагогами дополнительного образования проектируются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в соответствии с принятой педагогическим советом и утвержденной приказом директора МБОУ СОШ №73 структурой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (приложение 2): 1. Титульный лист 2. Учебный план с указанием названий разделов, тем, количество часов, форм аттестации и контроля. 3. Содержание учебного плана 4. Календарный учебный график с указанием даты, времени и формы проведения занятия, количества часов, темы занятий, место проведения и формы контроля. 18. Руководитель объединения определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. Организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов 19. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов МБОУ СОШ №73 организуется образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 20. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами в МБОУ СОШ №73 организовано: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению; адаптация официального сайта МБОУ СОШ №73 в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и вебсервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне); выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт); 21. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в МБОУ СОШ №73, так и по месту жительства. 22. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой6. Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется в МБОУ СОШ №73 с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающим программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. 23. С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов обеспечивается предоставление учебных материалов в электронном виде. 24. МБОУ СОШ №73 могут на договорной основе оказывать услуги по реализации Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, организации досуговой деятельности обучающимся других образовательных организаций. Приложение 1 Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования N п/п Направленность объединения Число Число и продолжительность занятий занятий в день в неделю 1. Техническая 2-3 2 по 45 мин. 1.1. Объединения с использованием компьютерной техники 1-3 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся 2. Художественная 2-3 2 - 3 по 45 мин. 2.1. Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства 2-3 2 - 4 по 45 мин. 2.2. Музыкальные и вокальные объединения 2-3 2 - 3 по 45 мин. (групповые занятия); 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия) 2.3. Хоровые объединения 2-4 2 - 3 по 45 мин. 2.4. Оркестровые объединения 2-3 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия); репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20 - 25 мин. 2.5. Хореографические объединения 2-4 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся 3. Туристско-краеведческая 4. Естественнонаучная 5. Физкультурно-спортивная 5.1. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта 2 - 4; 1 - 2 - 4 по 45 мин.; 2 похода занятия на местности или поход - до 8 или часов занятия на местност ив месяц 1-3 2 - 3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся N п/п Направленность объединения Число Число и продолжительность занятий занятий в день в неделю 5.2. Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся 5.3. Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта 2-3 2 по 45 мин. 5.4. Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта 2-3 2 по 45 мин. 6. Социально-педагогическая 1-2 1 - 3 по 45 мин. 6.1. Предшкольное развитие 2-3 1 - 4 по 30 мин. 6.2. Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР) 2-4 1 - 2 по 45 мин. Приложение 2 Образцы оформления структурных элементов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №73» Принята на педагогическом совете От «___»____________________г. Протокол №__________________ Утверждаю Директор МБОУ СОШ №73 _____________С.В.Путятина «___»____________________г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Театр" Возраст обучающихся: 10 - 12 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Петрова Мария Степановна, педагог дополнительного образования 2019 г. Приложение 2 Образцы оформления структурных элементов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Оформление учебного плана N п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Оформление содержания учебного плана Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП) Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры. Оформление календарного учебного графика N п/п Месяц Число Время Форма проведения занятия занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)